^Вверх

shapka

infoВ Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 одной из национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года определено снижение в два раза уровня бедности. Это означает что в 2024 году уровень бедности должен быть снижен с 13,2%, как это было в 2017 году, до 6,6%. За 6 лет численность населения с доходами ниже прожиточного минимума должна сократиться на 9,6 млн. человек.

Задача очень сложная и решать ее надо совместными усилиями всех ветвей и уровней государственной власти.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 23 ноября 2018 г., показатель «уровень бедности» включен в Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

По предложению ряда субъектов Российской Федерации в декабре прошлого года стартовал пилотный проект по снижению бедности в 2 раза.

Руководители Нижегородской, Новгородской, Липецкой, Томской, Ивановской областей, Республики Татарстан, Кабардино-Балкарской Республики, Приморского края первыми взялись за решение этой непростой задачи.

Сейчас на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации находится проект Плана по достижению национальной цели развития Российской Федерации на период до 2024 года «Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции. Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации».

Инструменты, с помощью которых будет достигаться эта цель, обозначены в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 года.

Инструменты следующие:

повышение минимального размера оплаты труда в соответствии с ростом прожиточного минимума;

поддержание уровней соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со среднемесячным доходом от трудовой деятельности, установленных Указами Президента Российской Федерации от 2012 г.;

индексация заработной платы работников организаций бюджетной сферы;

ежегодное увеличение страховых пенсий темпами, превышающими инфляцию предшествующего года;

индексация социальных выплат и пособий.

Планом мероприятий («дорожной картой») по совершенствованию механизмов оказания социальной помощи, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», исходя из принципов справедливости, адресности и нуждаемости», который утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голиковой 27 декабря 2018 г., в частности, предусмотрена подготовка Минтрудом России во II квартале 2019 г. Типовых рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке и принятию региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Минтруду России поручено проводить мониторинг реализации этих региональных программ и ежегодный доклад в Правительство Российской Федерации, начиная с 2020 года.

Но уже сейчас, в рамках пилотного проекта выделены несколько основных этапов работы.

На первом этапе предлагается провести многомерный анализ причин и структуры бедности на региональном уровне и в разрезе муниципальных образований, выявить основные факторы и причины бедности граждан и семей. Среди них - уровень доходов, состояние здоровья, уровень образования, занятость, безработица, участие в программах социальной поддержки, иждивенческая нагрузка и др.). Надо также выявить периоды пребывания семьи в состоянии бедности - постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств.

Недавно Росстат подготовил большой материал, содержащий показатели уровня и профиля бедности, а также тенденции изменения положения малоимущего населения в целом по Российской Федерации. Сейчас Росстат готовит аналогичный комплект материалов в разрезе субъектов Российской Федерации и представит их в ближайшее время.

Данные за 2016 год. Сегодня цифры, возможно, другие, но анализ этих данных позволяет сделать важные выводы для определения главных направлений действий по решению поставленной задачи.

Статистика показывает, что наиболее проблемными среди демографических и социальных групп являются семьи с детьми – здесь уровень бедности составляет 22,9%. В семьях, не имеющих детей до 18 лет, уровень бедности - только 3,2%.

Среди всех малообеспеченных домохозяйств семьи с детьми составляют почти 88%.

Наиболее тяжелое положение в многодетных семьях. Бедными являются более 51% многодетных семей. Среди неполных семей уровень бедности – 28,0%, среди семей с детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет – 22,2%.

Статистика по возрастным группам показывает, что уровень бедности среди детей в возрасте до 18 лет - 27%, среди молодежи в возрасте 18-24 года – 16%.

Вывод простой – семьи с детьми, особенно многодетные и неполные семьи, являются главным объектом анализа причин бедности и выработки мер по ее существенному сокращению.

За последние годы проведены крупные мероприятия по стимулированию рождаемости. Система поощрения рождаемости каждые три года дополняется новыми мероприятиями.

Понятно, что следствием рождения детей является уменьшение совокупных денежных доходов семьи – один из членов семьи перестает получать заработную плату, в семье появляется еще один, а в ряде случаев два или три, неработающих граждан. Система детских пособий в некоторой степени компенсирует эти потери, однако она не покрывает реальные материальные потери семьи.

Поэтому параллельно с вопросами стимулирования рождаемости потребуется решить вопросы более весомой поддержки уровня жизни семей с детьми.

В рамках Национального проекта «Демография» уже предусмотрены финансовые средства на осуществления выплат в связи с рождением и воспитанием детей, которые оказывают хорошую материальную поддержку семьям с детьми до 3-х лет.

Но, к сожалению, есть определенные пробелы в системе социальной поддержки детей в возрасте более 3-х лет. Поэтому надо обратить особое внимание на совершенствование системы детских пособий. Это надо для того, чтобы помочь малообеспеченным семьям в воспитании детей всех возрастов.

Еще одним объектом особого внимания являются сельские населенные пункты и города с населением менее 50 тыс. человек. В сельских населенных пунктах уровень бедности составляет более 27% (при среднем по России 13,2%), в городах с населением менее 50 тыс. человек – 17,1%.

Поэтому особенности бедности в сельской местности и малых городах надо посмотреть отдельно.

Третья группа населения – работающие бедные.

По данным Росстата 7,7% работающих (от общей численности работающих), проживают в малоимущих домохозяйствах, в том числе, в сельских населенных пунктах – 18,2%, в городах с населением менее 50 тыс. человек – 10,1%.

В многодетных малоимущих семьях доля работающих составляет 44,2%, в неполных семьях – 18,9%.

Статистика показывает, что бедность среди работающих по найму – 7,4%, а вот среди работающих у физических лиц и индивидуальных предпринимателей – 19,4% от общей численности работающих у этих лиц.

Бедность среди работающих напрямую зависит от образования. Среди работающих бедных 36% составляют граждане, имеющие среднее общее или неполное среднее образование, 43,4% - граждане, не имеющие основное общее образование.

Еще одна особенность. Наибольшая доля работающих, проживающих в малоимущих домохозяйствах, в сельском хозяйстве. Более 20% работающих в этой отрасли, проживают в бедных домохозяйствах. Достаточно высокий процент работающих бедных в отрасли «образование» – 8,1%.

Поэтому требуется провести глубокий анализ ситуации на региональном рынке труда, прежде всего с занятостью и оплатой труда.

В этой работе должны участвовать все региональные отраслевые структуры и служба занятости населения.

Полезно изучить результаты работы региональных комиссий по легализации занятости, которые были созданы несколько лет назад во всех субъектах Российской Федерации.

На первом этапе пилота также предстоит выявить долю малоимущих граждан, получающих и не получающих меры социальной поддержки и государственную социальную помощь за счет федерального, регионального или муниципального бюджетов, а также причины, по которым малоимущие граждане не получают государственную социальную помощь.

Согласно статистике численность малоимущих граждан (членов малоимущих семей), получающих государственную социальную помощь в соответствии с законодательством по оказанию государственной социальной помощи, составляет 4,3 млн. человек. То есть государственная социальная помощь оказывается лишь одному из пяти малоимущих граждан. Это очень низкий показатель и надо разобраться с тем, почему это происходит.

Итогом этой работы должно быть формирование и ведение региональных реестров граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

Важнейшей работой первого этапа является оценка влияния региональных мер социальной поддержки населения на снижение бедности, а также выявление наиболее эффективных инструментов социальной поддержки, способствующих скорейшему выходу семей из бедности.

 Необходимо изучить возможность перераспределения ресурсов в пользу нуждающихся граждан на основе существующих мер социальной поддержки и развития социальных программ, ориентированных, прежде всего, на поддержку малоимущих семей.

Основным инструментом снижения бедности должно стать развитие системы государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта.

Необходимо в целом по Российской Федерации увеличить долю малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта в численности малоимущих граждан, с нынешних 7,5% до 35% в 2024 году. Как показывает практика, система социального контракта является наиболее эффективным механизмом преодоления бедности, так как стимулирует граждан к активным действиям по улучшению своего материального положения. Но для того, чтобы обеспечить запланированный показатель потребуется помощь федерального бюджета, поскольку средств региональных и муниципальных бюджетов на расширение этого эффективного механизма помощи в преодолении бедности недостаточно.

В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года сказано, что «повышение реальных доходов населения будет обеспечиваться в первую очередь за счет устойчивого и динамичного экономического развития страны, стабильного экономического роста при сохранении инфляции на низком уровне и сопутствующего увеличения трудовых доходов граждан».

Поэтому, следующим, очень важным этапом работы является  проведение анализа влияния уровня экономического развития регионов на трудовые доходы граждан.

Все регионы имеют планы социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в которых содержатся не только перечень перспективных видов экономической деятельности, но и показатели роста реальных денежных доходов населения и снижения бедности. Надо их увязать друг с другом и посмотреть какие новые рабочие места будут созданы, насколько высокий уровень оплаты труда будет на этих рабочих местах, сколько жителей региона будет трудоустроено на эти рабочие места. Отдельно посмотреть вопросы развития малого бизнеса и самозанятости, повышения экономической эффективности этих видов экономической деятельности.

Нужно провести анализ влияния повышения занятости населения, развития здравоохранения, образования, культуры и сферы услуг, а также программных мероприятий ряда федеральных программ национальных проектов и государственных программ на повышение доходов населения и снижение бедности.

Ведущую роль по этому направлению должны играть экономические и финансовые структуры региональных правительств.

 Еще один важный момент работы – использование всех имеющихся источников информации о денежных доходах и расходах населения, получающего социальную поддержку от государства как в денежной, так и в натуральной форме.

Одним из основных инструментов должна быть Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Минтруд России проводит работу по совершенствованию статистических показателей бедности и развитию ЕГИССО в части интеграции с другими информационными системами, введения в региональный сегмент сведений о доходах граждан в целях усиления принципов справедливости, адресности и нуждаемости.