Вы здесь: Новости Об обеспечении условий доступности качественного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования Ростовской области
^Вверх
В Ростовской области создание условий доступности получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) является приоритетным направлением развития системы образования.
Для получения качественного образования детьми указанных категорий в регионе функционируют:
- сеть из 30 отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным образовательным программам (далее – АООП) для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития (далее – ЗПР), с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС), с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР);
- 142 специальных класса в массовой школе, в которых обучается более 1,5 тысяч детей с ОВЗ, из них более 100 детей-инвалидов;
- дистанционное образование детей-инвалидов (559 рабочих мест).
С 2011 года в области формируется сеть общеобразовательных организаций, в которых создаются условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в том числе, инклюзивного, в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы», государственной программы Ростовской области «Доступная среда».
По итогам 2017 года в 52 муниципальных образованиях Ростовской области адаптированы 242 школы (21,3%), 115 детских садов (8%).
В Ростовской области достигнуты следующие показатели результативности:
- доля детей-инвалидов дошкольного возраста (от 1,5 до 7 лет), для которых созданы условия для получения качественного образования – 85%, в 2018 году запланировано – 90%;
- доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста, – 97%, в 2018 году запланировано – 98%;
- доля детей-инвалидов от 5 до 18 лет, для которых созданы условия доступности для получения дополнительного образования, – 35%, в 2018 году запланировано – 40%.
С 2018 года впервые вводится показатель «доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов», его значение установлено – 90%.
В 2018 году работа по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования ведется в 9 дошкольных образовательных организациях и в 1 общеобразовательной организации.
С 01.09.2016 министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее – минобразование Ростовской области) совместно с министерством труда и социального развития Ростовской области (далее – минтруд Ростовской области) организовали обучение 242 детей-инвалидов в подведомственных минтруду Ростовской области государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания населения «Азовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», «Зверевский детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей» в соответствии с рекомендациям центральной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и требованиями законодательства.
Минобразование Ростовской области расширяет сеть специальных классов в подведомственных общеобразовательных организациях. С 01.09.2017 открыты классы для детей с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР в 3-х подведомственных общеобразовательных организациях. С 01.09.2018 планируется открытие специальных классов еще в 1 общеобразовательной организации.
Эффективным инструментом обеспечения качества образования выступают ресурсные центры, работающие на базе государственных общеобразовательных организаций, реализующих АООП.
Региональный ресурсный центр (открыт в 2009 году) по сопровождению инклюзивного образования позволил запустить развитие инклюзивных практик в большинстве территорий области.
С 2012 года успешно работают ресурсные центры по профориентации и профессиональному обучению лиц с ОВЗ в трех подведомственных минобразованию Ростовской области общеобразовательных организациях.
В 2017 году открыты региональные ресурсные центры по оказанию комплексной помощи детям с РАС, детям, перенесшим операцию кохлеарной имплантации, организована работа областного консультативного пункта для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, предполагающая в последствии переход в режим регионального ресурсного центра.
Особого внимания требуют вопросы организации обучения и сопровождения детей с ТМНР, детей с нарушениями зрения, которые также планируется решать путем создания региональных ресурсных центров.
Минобразованием Ростовской области заключены соглашения о сотрудничестве с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС и Федеральным ресурсным центром по сопровождению детей с ТМНР.
Важным компонентом организации обучения детей с ОВЗ и основным институтом, определяющим специальные условия, необходимые для получения образования ребенку с ОВЗ, являются ПМПК. Сегодня в регионе работает 42 комиссии: 1 центральная и 41 территориальная.
Ежегодно увеличивается количество детей, прошедших обследование в ПМПК и получивших статус «ребенок с ОВЗ»: в 2015 году обследован 13 881 ребенок, из них статус «ребенок с ОВЗ» получили 10 990 детей; в 2016 обследовано 16 283 ребенка, из них статус «ребенок с ОВЗ» получили 13 472 ребенка; в 2017 – обследовано 16 352 ребенка, из них статус «ребенок ОВЗ» получили 13 732 ребенка.
Сегодня образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов развивается в обновленном нормативно-правовом поле.
С 01.09.2016 в Российской Федерации началось обучение детей с ОВЗ по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее – ФГОС НОО ОВЗ) и федеральным государственным образовательным стандартам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС УО).
ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО предусматривают требования к структуре АООП, условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным и результатам освоения АООП.
Одним из важнейших условий реализации инклюзивной практики в образовании и новых стандартов является наличие квалифицированных педагогических кадров.
В 2017 году более 3600 учителей Ростовской области прошли обучение по вопросам образования детей с ОВЗ.
Обеспеченность специалистами психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях представлена по-разному. Педагоги-психологи есть во всех муниципальных образованиях Ростовской области (на 01.03.2018 – 2086), учителя-логопеды работают в 43, учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, тифлопедагоги, сурдопедагоги) – в 12, тьюторы – в 10.
Реализация программ коррекционной работы, АООП по трудовому обучению для умственно отсталых обучающихся на базе государственных общеобразовательных организаций на основе договоров сетевого взаимодействия с муниципальными общеобразовательными организациями позволит обеспечить качество образования детей с ОВЗ.
В настоящее время оснащенность специальным оборудованием государственных общеобразовательных организаций, реализующих АООП для обучающихся с ОВЗ, составляет: коррекционным (звукоусиливающим, оптическим, увеличительным, сенсорным, логопедическим, комнатами психологической разгрузки и др.) – 78%; учебно-лабораторным – 38%; оборудованием для учебных мастерских – 82%; компьютерным, мультимедийным – 85%.
Приобретенное в рамках государственной программы Ростовской области «Доступная среда» с 2012 по 2017 годы оборудование требует обновления.
Важным условием является обеспечение учебниками и учебными пособиями обучающихся с ОВЗ. В 2017 году из областного бюджета были выделены средства в объеме более 7,0 млн рублей на приобретение учебников для подведомственных организаций.
В муниципальных образованиях Ростовской области также приобретены учебники для обучения детей с ОВЗ.
Социальная адаптация ребенка с ОВЗ – это основной результат получения образования, который достигается целым комплексом мер:
-организация во всех муниципальных образованиях Ростовской области информационных кампаний о созданных условиях доступности образования и успехах детей с ОВЗ в различных сферах деятельности;
-формирование традиций инклюзивного общества в каждой образовательной организации, в каждом городе, поселке, в целом – в Ростовской области.
Реализация задач, изложенных в перечнях поручений и рекомендаций Правительства Ростовской области, не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований